Рекомендации для педагогов при работе
с одаренными детьми
· Позаботьтесь об окружающем ученика пространстве, организуйте занятие в помещении, где преобладают желтый, зеленый и фиолетовый цвета. Они стимулируют умственную активность и успокаивают нервную систему.
· Помогите ученику спланировать режим дня в период подготовки к олимпиаде. Совместно определите, в какое время он продуктивнее всего занимается (психофизиологами установлено, что пик мозговой активности приходится на интервалы между 9.00 и 12.00, а также между 16.00 и 18.00).
· Определите вместе с учеником его «золотые часы» («жаворонок» он или «сова»).
· Изучение сложных тем лучше проводить в часы подъема мозговой активности, повторение - в часы спада.
· Поддерживайте постоянный контакт с родителями ученика. Они должны быть вашими помощниками в организации подготовки к олимпиаде дома.
· Разработайте вместе с родителями индивидуальную стратегию деятельности ребенка при подготовке к олимпиаде и во время испытаний: осознание своих сильных и слабых сторон, выработка собственного режима учебной деятельности, развитие умений использовать собственные интеллектуальные ресурсы, настраиваться на успех.
· Стимулируйте и одобряйте активность ребенка в учебной деятельности.
· Обеспечьте ученику доступ к информации из различных источников.
· Подключите к работе психолога, если у ребенка повышенная тревожность. Он научит преодолевать волнение и неуверенность в себе.
· Не критикуйте ученика в случае неудачи на олимпиаде, всячески подбадривайте и поддерживайте его, учите находить и преодолевать причины неудач.
Упражнения
1. В основе всякого успеха лежит уверенность в себе. Когда мы чувствуем себя утомленными или ослабленными, поверить в успех - задача не из легких. Я предлагаю выполнить упражнение «Круг силы», которое поможет почувствовать себя сильными, сконцентрироваться и собраться.
Сядьте удобно, закройте глаза, сделайте три глубоких вдоха. Представьте себе, что вы стоите на сцене. Над вами большой прожектор, который освещает вас ярким светом. Вы стоите в кругу этого яркого света, его сила и тепло проникают во все клеточки вашего тела. Вы находитесь в кругу своей силы, чувствуете себя самым сильным и уверенным, самым внимательным и спокойным.
2. Вы можете выполнить это упражнение в любой момент, когда необходимо почувствовать прилив новых сил и уверенность в себе.
Снимать напряжение можно и еще одним способом. Выполним упражнение «Прощай, напряжение».
□ Упражнение «Прощай, напряжение»
Возьмите газетный лист, сомните его, вложив туда все свое напряжение. Забросьте подальше. (Психолог выполняет вместе с детьми.)