Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Как помочь ребёнку пережить утрату

Дата: 14 февраля 2017 в 21:49, Обновлено 12 ноября 2021 в 11:22

Дети учатся чувствовать, наблюдая за взрослыми. Не пытайтесь защитить ребёнка от тяжёлых чувств. Помогите ему понять и выразить свои чувства, чтобы в дальнейшем он мог развить навыки, которые помогут ему справляться с естественными жизненными трудностями. Детей надо оберегать от травмирующих утрат, но не от переживаний по поводу уже произошедшего!

Тревога взрослых, смутные объяснения и попытка скрыть от ребёнка правду только усугубляют то замешательство, растерянность и опустошённость, которые он испытывает. Избегайте нечётких понятий (например, не заменяйте слово «умер» словом «ушёл», «улетел», «заснул» и т.п.)

С большим вниманием и заботой выслушивайте ребёнка. Не игнорируйте его тревог, страхов, фантазий, и ни в коем случае не высмеивайте их.

Помогайте детям распознавать, называть и выражать чувства. Используйте для этого разнообразные виды творческой (рисование, лепка, музыка) и физической активности. Например, попросите его нарисовать, что он чувствует, нарисовать то или иное чувство, изобразить то, что происходит с ним.

Горе ребёнка может быть скрытым. Его трудно увидеть, потому что дети выражают чувства горечи обычно в своих поступках, своём самочувствии, а не в словах.

Чувства беспомощности, отчаяния, беспокойства, покинутости, апатии, гнева, вины и страха, характерные для процесса горевания, очень часто выражаются у детей через агрессию. При вспышках ярости, агрессии у ребёнка не усиливайте его дискомфорта наказаниями, отвержением, порицанием. Помогите ему почувствовать, что он не один, что его плохое поведение вы можете  понять и простить. Когда ребёнок успокоится, помогите ему осознать, ЧТО стоит за его агрессией, и научите его лучше понимать и выражать себя.

Мысли, которые могут помочь ребёнку, утратившему своих родителей по социальным причинам:

«Жизнь – это изменения. Изменения происходят в природе. Меняешься и ты – растёшь, взрослеешь, умнеешь. Изменения могут быть разными – приятными, и не очень. Иногда люди болеют – и затем выздоравливают. Бывают (очень редко) и неизлечимые болезни. В результате некоторых из них люди умирают. Из-за некоторых болезней люди не могут иметь детей. А есть болезни, из-за которых люди не могут быть родителями своим уже рождённым детям».

«Нет двух одинаковых людей. Даже близнецы отличаются друг от друга. Не бывает двух одинаковых жизней. У каждого свой путь, свои трудности. Твоя жизнь уникальна, не надо сравнивать её с другими, надо радоваться тому, что есть у тебя»

«У тебя были родители, которые дали тебе жизнь. Спасибо им за это. Возможно, они были с тобой рядом какое-то время, и ты смог получить их любовь, заботу, внимание. Спасибо им и за это. Возможно, тебе больно думать о них, ведь их нет рядом сейчас. Грустно терять тех, кто нам дорог. Когда ты думаешь о них – это вовсе не означает, что ты предаёшь нас. Мы понимаем в такие минуты, что ты умеешь быть верным, привязанным, умеешь ценить то, что тебе дарит жизнь. Умеешь размышлять о жизни, о себе, о людях.  Мы гордимся тобой»

«Если бы твои первые родители могли, они бы никогда не оставили тебя. Видимо, так сложилась их жизнь, что они не смогли дать тебе ничего кроме рождения, не сумели стать настоящими родителями. Им, скорее всего, тоже очень больно от этой мысли. Но они могут радоваться тому, что у тебя есть настоящая семья, любящие папа и мама, и что ты такой замечательный ребёнок»

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.