КАК СОХРАННИТЬ КНИГИ
Инструкция 1
КАК ПЕРЕЛИСТЫВАЮТ КНИГУ
НЕЗНАКОМУЮ КНИГУ просматривают неторопливо и внимательно. Ее кладут на ладонь правой руки, а левой перелистывают от начала к концу. Рабочий палец – большой. Для удобства его кладут по центру страницы (там, где напечатан ее номер). Подушечкой он легонько поддевает лист снизу, с ребра и начинает его переворачивать. Четыре пальца отводят назад, и лист сам ложится
другой стороной – новая страница открыта.
Книгу, лежащую на ладони левой руки, перелистывают указательным (или средним) пальцем правой, касаясь им верхнего края страниц ближе к уголку.
ПАЛЬЦЫ ДВИГАЮТСЯ РАЗМЕРЕННО, БЕЗ ЛИШНИХ УСИЛИЙ.
Если в ХОРОШО ЗНАКОМОМ тексте надо отыскать определенное место, книгу можно перелистать очень быстро. Держа на ладони левой руки, ее листают правой. Положив большой палец сверху, а четыре других снизу, захватывают часть страниц. Мягким движением четыре пальца слегка упираются в них, выгибают и подталкивают. Большой палец одновременно и придерживает листы и выпускает их – они по одному переворачиваются. Просматривая книгу с начала, действуют правой рукой, с конца – левой.
ОЧЕНЬ ЦЕННЫЕ, ЛЕГКО РВУЩИЕСЯ, ТЯЖЕЛЫЕ, ТОЛСТЫЕ, С ТУГИМИ КОРЕШКАМИ КНИГИ КЛАДУТ НА СТОЛ ИЛИ СТАВЯТ НА ПЮПИТР, если таковой имеется.
НЕЛЬЗЯ:
· – прикасаться к книге мокрыми руками,
· – перелистывать ее с ручкой в руке,
· – делать резкие движения с силой,
· – переворачивать страницы за уголок.
Инструкция 2
ОТЛИЧИТЬ КНИГОЛЮБА ЛЕГКО – ОН ОБРАЩАЕТСЯ С КНИГАМИ УМЕЛО И БЕРЕЖНО. ВОТ КАК ОН ЭТО ДЕЛАЕТ:
· Берет сухими и чистыми руками
· Раскрывает, не повредив корешка
· Перелистывает, легко прикасаясь к страницам
· Обертывает книги бумагой или надевает на них обложки
· Для отметки нужных мест в тексте пользуется тонкими закладками
· Фразы, которые хочет обдумать, еле заметно помечает карандашом
· Закончив работу, тщательно стирает эти отметки мягким ластиком
· Размышлениями о прочитанном делится со своим другом и дневником
· Возникающие при чтении мысли записывает на вложенных листочках
· Рисунки и схемы ксерокопирует или перерисовывает, глядя на них
· Текст, который еще понадобится, выписывает или конспектирует
· Понравившиеся эпизоды зарисовывает в альбом
· Закончив чтение, кладет книгу на место
· Хранит на книжных полках или в шкафах
· Переносит в чистых портфелях и пакетах
КАЖДЫЙ, КТО ТАК ПОСТУПАЕТ, МОЖЕТ НАЗЫВАТЬ СЕБЯ КНИГОЛЮБОМ! КНИГОЛЮБ –
ПОЧИТАТЕЛЬ И ВЕРНЫЙ ЗАЩИТНИК КНИГИ
Присмотрись, и ты увидишь, как много таких людей. Возьми с них пример, и ты тоже заслужишь уважение и благодарность окружающих.
Девиз истинного книголюба – ПРОДЛИТЬ ЖИЗНЬ КНИГЕ!
ПОИСК ИНФОРМАЦИИ
Инструкция 3
КАК ВЫБИРАТЬ КНИГИ
В библиотеке собраны тысячи книг. Прочесть все невозможно!
Но ты сможешь читать:
– именно те, которые тебе по душе,
– как раз те, которые наилучшим образом помогают справляться с заданиями,
– только те, в которых содержатся правдивые и ясные ответы на твои вопросы,
– наверняка те, иллюстрации в которых доставляют радость и помогают
лучше понимать мысли автора.
ЭТО ВОЗМОЖНО, ЕСЛИ ЧИТАТЕЛЬ ИЩЕТ И ВЫБИРАЕТ КНИГИ ПРАВИЛЬНО
Как же правильно? Вот как:
прежде чем приступить к поиску, постарайся в мыслях точно определить, зачем тебе книга, чего ты ждешь от нее, то есть подумай о цели своего чтения.
Например, очень часто людям хочется с помощью книги
– поднять себе настроение,
– разобраться в сложной ситуации,
– оценить уровень своих знаний,
– понять другого человека,
– сопоставить точки зрения,
– отлично выполнить задание.
Чтобы достичь своей цели, надо продумать ход поиска книги, определить возможные источники и выбрать из них самый удобный.
БИБЛИОТЕКА ПРЕДОСТАВЛЯЕТ ТЕБЕ МНОЖЕСТВО СПОСОБОВ ПОИСКА И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ВЫБОРА – ИСПОЛЬЗУЙ ИХ!
О ТЕМЕ И ЦЕЛИ ЧТЕНИЯ
Представь: два читателя хотят взять книгу на одну тему – о собаках. Оба уже нашли полку с литературой по собаководству и теперь выбирают. Один перебирает книги нерешительно, колеблется и после долгих поисков отходит от стеллажа с пустыми руками. Второй действует увереннее и, просматривая литературу, находит нужную книгу так быстро, словно кто-то ему на нее указал.
Перед читателями были одни и те же книги. Почему одному из них ничего не удалось найти? Может быть, второй читатель владеет каким-то секреток поиска? Если б у него о том спросили, он ответил бы просто: "Я точно знаю, зачем мне книга по этой теме – хочу устроить своему щенку удобное жилье".
Оказывается, второй читатель не только сформулировал тему (о собаках), но и мысленно представил, как воспользуется полученной информацией. Секрет его удачи в целенаправленности, а помог он себе сам. Именно этого недоставало первому читателю – тот был готов к поиску только наполовину.
ЦЕЛЬ НАПРАВЛЯЕТ ПОИСК, ОНА ПОМОГАЕТ ЧИТАТЕЛЮ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В СОДЕРЖАНИИ КНИГ И ДЕЛАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР.
Прежде чем приступить к поиску, мысленно сформулируй не только тему, но и цель чтения. ТЕМА – это тот предмет, о котором ты хочешь читать.
Предположим, ты уже знаешь, О ЧЕМ тебе нужна книга. Теперь хорошенько подумай, С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ ты будешь ее читать,ЗАЧЕМ тебе новая информация, КАК собираешься ее использовать.
Если тебе самому стало понятно, чего ждешь от книги, ты ГОТОВ К ПОИСКУ. Теперь ты знаешь, ЧТО тебе нужно. ДЕЙСТВУЙ!
ПОМОЩЬ ОТ КНИГИ ПОЛУЧИТ ЛИШЬ ТОТ,
КТО ЗНАЕТ, ЗАЧЕМ ЕЕ ЧИТАЕТ!
ПРАВИЛА ПОИСКА ИНФОРМАЦИИ
Хорошо, если в нужный момент в руках оказывается именно та книга, которая помогает справиться со сложностями.
Помнишь, как герой книги Джоан Ролинг "Гарри Поттер и Кубок огня" долго-долго искал книгу, которая помогла бы ему выполнить третье задание Турнира Трех Волшебников? В ночь перед турниром "...Гарри с мыслью, что еще немного и он начитается на всю оставшуюся жизнь, снова обложился пыльными книгами и принялся искать заклинание, чтобы выжить без воздуха".
Просмотри книгу, еще раз вчитайся и вдумайся в знакомые строки – опыт Гарри Поттера поможет тебе понять основные правила поиска информации. Вот они:
ПРАВИЛО № 1 – читатель должен хорошо понимать, ЧТО ему нужно, О ЧЕМ он
будет читать. ЯСНО И ЧЕТКО ОПРЕДЕЛИ ПРЕДМЕТ, ТЕМУ ЧТЕНИЯ, СОДЕРЖАНИЕ НЕОБХОДИМОЙ ИНФОРМАЦИИ.
ПРАВИЛО № 2 – читатель должен хорошо представлять, чего он ждет от книги, как использует полученную информацию.ОБДУМАЙ, ЗАЧЕМ БУДЕШЬ
ЧИТАТЬ И МЫСЛЕННО СФОРМУЛИРУЙ ЦЕЛЬ ЧТЕНИЯ.
ПРАВИЛО № 3 – читатель должен спланировать последовательность своих действий и выбрать самый короткий путь к книге.
ПРОДУМАЙ ХОД ПОИСКА И ОПРЕДЕЛИ ЕГО НАИЛУЧШИЙ ИСТОЧНИК.
Правило № 1 кажется легковыполнимым только на первый взгляд. Если слово для определения темы найдено неточно, поиск не приведет к нужному результату. Именно так и случилось с Гарри – ему не сразу удалось сформулировать тему. Сначала он думал, что это "вода", долго просматривал книги, но нужной так и не нашел.
Как ты знаешь, участники турнира выполняли задания. Получив какое-то задание, некоторые люди решают, что их цель только в том и состоит, чтобы выполнить его. Хорошо, что Гарри не остановился на этой мысли.
После долгих раздумий у него определилась еще одна, более важная, ЛИЧНАЯ ЦЕЛЬ – он "принялся искать заклинание, чтобы выжить без воздуха". Вот когда он до конца понял, ради чего ему стоит рыться в книгах – от них зависела его жизнь. Хотя науку поиска он освоил еще не вполне, смысл Правила № 2 усвоил как нельзя лучше.
Правило № 1 Гарри выполнить не удалось, поэтому и с Правилом № 2 он тоже не справился. Он не сумел верно определить источник поиска, пришлось использовать все – фонд библиотеки, ее Особой секции, помощь друзей (он даже просил помощи у сердитой библиотекарши!). Затрачено много усилий, время уже на исходе, а нужная информация так и не найдена – путь к ней оказался слишком долгам!
Как видишь, поиск информации – это такая наука, которой даже волшебнику непросто выучиться. Пример Гарри Поттера показал нам, что
– при поиске информации волшебные средства не действуют, надо полагаться
только на собственные силы,
– поиск надо вести последовательно и по правилам,
– все три правила одинаково важны и каждое надо выполнить,
– чем больше тренируешься, тем лучше получается.
НАУЧИТЬСЯ ЭТОМУ МОЖЕТ КАЖДЫЙ – БИБЛИОТЕЧНЫЙ РЕПЕТИТОР УВЕРЕН И В ТВОЕМ УСПЕХЕ!
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
Инструкция 4
КАК ВЫБРАТЬ КНИГУ
Перечитать все библиотечные книги не удалось никому. Да и нужно ли читать все без разбора? Удовольствие и пользу ты получишь от тех книг, которые выбрал с толком.
УЧИСЬ ИХ ИСКАТЬ и ВЫБИРАТЬ!
Первый шаг к книге надо сделать в уме – мысленно определить ЦЕЛЬ ЕЕ ЧТЕНИЯ. Задай себе вопрос: "Зачем я буду читать?"
Теперь тебе предстоит определить, КАКИМ ОБРАЗОМ ОТЫСКАТЬ ее побыстрее.
Сделать верный шаг к нужной книге – это значит:
ТОЧНО ОПРЕДЕЛИТЬ ИСТОЧНИК ЕЕ ПОИСКА ИЛИ ВЫБОРА.
БИБЛИОТЕКА ПРЕДОСТАВЛЯЕТ ТЕБЕ МНОЖЕСТВО ИСТОЧНИКОВ ПОИСКА:
Если тебе нужна определенная книга, о наличии книг информирует
алфавитный каталог.
Если тебе нужно выполнить домашнее задание твоими помощниками станут систематический каталог, тематические картотеки, папки, выставки, справочники, словари, энциклопедии, рекомендательные списки, библиографические указатели.
Если тебя интересуют книжные новинки, ты найдешь их на выставке или в картотеке "новые книги".
Если ты захочешь узнать, какие журналы и газеты есть в библиотеке
загляни в регистрационную картотеку периодики.
Если ты не можешь решить, что взять - обратись к книгам на открытом доступе, тематическим выставкам, выставке новых книг, рекомендательным спискам.
ЕСЛИ ТЫ НЕ ЗНАЕШЬ, ЧТО ЛУЧШЕ СДЕЛАТЬ, ПОСОВЕТУЙСЯ С БИБЛИОТЕКАРЯМИ!
Инструкция 5
СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ АППАРАТ БИБЛИОТЕКИ (СБА) – ЭТО:
– АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ
– СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КАТАЛОГ
– ЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
– ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОТЕКИ и ПАПКИ
– ЭНЦИКЛОПЕДИИ, СПРАВОЧНИКИ, СЛОВАРИ
– БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ УКАЗАТЕЛИ
КОМУ И ЗАЧЕМ НУЖЕН СБА?
ОН ПОМОГАЕТ ТОМУ, КТО
– подбирает литературу по личным вкусам и интересам,
– хочет хорошо выполнять домашние задания, писать содержательные
сочинения и рефераты,
– стремится к самостоятельности суждений и занимается самообразованием.
КАК СБА ЭТО ДЕЛАЕТ?
<>······БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ УКАЗАТЕЛИ дают советы о том, что читать.
ТОТ, КТО ИСПОЛЬЗУЕТ СБА,
ИДЕТ К ЗНАНИЯМ КРАТЧАЙШИМ ПУТЕМ!
Инструкция 6
ЧТО ТАКОЕ БИБЛИОТЕЧНЫЙ КАТАЛОГ
В библиотеке собрано несколько тысяч книг разного содержания. Сведения о каждой из них записаны на специальной карточке. По этим записям одну книгу можно отличить от другой. Книги читатели берут домой, а карточки с их описаниями всегда хранятся в библиотеке.
Для быстроты поиска данных о книгах, карточки расставляют строго по порядку. Получается перечень всех библиотечных книг – КАТАЛОГ.
Карточки с описаниями книг можно расставить по алфавиту их авторов и названий. Так организован АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ.Если знать алфавит, легко узнать, книга каких авторов есть в библиотеке.
Карточки с описанием книг сходного содержания можно собрать вместе, дать каждой группе свой номер и поставить их по порядку номеров – получится система. Так организован СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КАТАЛОГ. Читатель, знакомый с его устройством, очень быстро может подобрать книги по теме.
Каталожные карточки ставят в маленькие выдвижные ящики, делают на них пояснительные надписи и по порядку расставляют в большой каталожный ящик. Читатель по надписям определяет нужный ему ящичек, выдвигает его, просматривает описания на карточках и по ним отбирает необходимые книги.
КАТАЛОГИ – ЭТО МОЗГ БИБЛИОТЕКИ:
В ИХ ПАМЯТИ ХРАНЯТСЯ СВЕДЕНИЯ ОБО ВСЕХ КНИГАХ.
КАТАЛОГИ ДАЮТ ТОЧНЫЕ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ.
РАБОТА С НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
Научные тексты - главный источник исследовательской работы. Выбор литературы для чтения и изучения - важная составляющая труда исследователя. Можно много прочесть, но сделать работу посредственно, и наоборот - на малом материале выполнить ее блестяще.
Выбор и изучение литературы осуществляется в два этапа:
На первом этапе отсеивается ненужная литература.
Литература для чтения и изучения отбирается:
-
по ключевым понятиям, составляющим тему исследования;
-
по рекомендации научного руководителя;
-
из имеющихся "под рукой" источников (например, из периодической печати).
Целесообразно начать чтение научной литературы с источника, в котором интересующая вас проблема представлена более широко. Он даст общее представление о теме и вопросах, ее касающихся. Им может быть даже учебник или учебное пособие.
Вторичное чтение литературы - чтение более медленное, продуманное, глубокое, с обязательным конспектированием.
Подбор литературы следует проводить, учитывая:
-
жанр(монография, статья, тезисы, методические разработки);
-
предметную тематику (по биологии, истории, физике);
-
период издания (издания прошлых лет, новые и новейшие);
СПОСОБЫ ЧТЕНИЯ
Способов работы с печатными источниками существует очень много. От беглого просмотра до глубокого изучения с конспектированием.
Вот основные способы ознакомления с печатным источником:
•Углублённое чтение. Этот способ предполагает внимательное (иногда и неоднократное) прочтение материала.
•Параллельное чтение. При этом способе одновременно изучаются несколько публикаций по одной теме или проблеме. Этот способ чтения лучше использовать при подготовке докладов, рефератов.
•Выборочное чтение предполагает избирательное знакомство с отдельными разделами текста, отобранными при изучении содержания издания.
•Чтение-просмотр. Используется для предварительного ознакомления с книгой или статьёй.
•Сканирование. Так называют быстрый просмотр печатного материала с целью поиска имён, дат, статистических данных, фактов.
РАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ
Вы выбрали тему, подобрали книги и статьи. Теперь вы приступаете работе с текстом.
Основные популярные приёмы работы с текстом:
✓ составление простого и сложного плана изучаемой книги или статьи;
✓подчёркивания и выписки из изучаемого издания, которые многократно можно использовать в различных целях, но обязательно со ссылкой на источник;
✓ представление изучаемого текста в форме тезисов;
✓ составление конспекта.
План— это своеобразный маршрутный лист, краткий путеводитель по содержанию всей книги или той части изучаемого издания, которая для вас представляет интерес в связи с конкретной задачей. Составление плана, особенно сложного, — это эффективный способ свёртывания информации.
Очень помогают в освоении материала выписки и подчёркивания. Подчёркивание или выделение важных для вас мест в тексте (в том числе, с помощью цветных маркеров) возможно, конечно, только в собственных изданиях. Работая с библиотечными книгами и журналами, делаем только выписки. Что полезно выписывать? Даты, имена, цифры, выводы, иногда ход доказательств.
Тезисы— это основные положения, утверждения, суть читаемого в кратких формулировках.
Конспект– краткое последовательное изложение содержания книги, статьи или лекции. Конспектируют обычно при повторном просмотре после основного ознакомительного чтения. Это важно! Существенным элементом конспекта являются аргументы, пояснения, примеры. Конспекты бывают разных форм. Например:
-
плановые (или план-конспекты),
-
текстуальные (составляются из цитат с логическими связками — переходами),
-
свободные (являются сочетанием выписок, цитат, иногда и тезисов).
-
тематические конспекты, которые могут представлять собой обзор точек зрения по определённой теме. Тематические конспекты, как правило, составляются по нескольким источникам.
Технологические приемы конспектирования:
-
выписки цитат;
-
пересказ своими словами;
-
выделение идей и теорий;
-
перевод на более простой и понятный язык;
-
собственные разъяснения;
-
реконструкция текста в виде создания таблиц, рисунков, схем;
Конспектировать лучше на одной стороне листа, чтобы потом можно было свободно использовать этот материал: разрезать, вставить в текст, перенести из рамок одной темы в другую и т. д.
Критерии хорошего конспекта:
-
краткость (не более 1/8 первичного текста);
-
целевая направленность;
-
аналитичность;
-
ясность, четкость, понятность.
СПОСОБЫ АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКОЙ
ПЕРЕРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ
К способам аналитико-синтетической переработки информации относятся библиографическое описание публикации, выделение ключевых слов, аннотирование, реферирование.
Библиографическое описание— это визитная карточка издания. В библиографическом описании важна каждая буква, точка, запятая. Из библиографического описания можно узнать название и жанр, имена авторов, художников, редакторов, переводчиков. Очень существенны такие сведения, как время и место (издательство) выпуска книги. Для статьи — название журнала и время публикации.По количеству страниц вы сразу можете оценитьсолидность издания, предположить, насколькодетально раскрывается тема. Составляя списки использованной литературы в собственных работах, необходимо также следовать принятым правилам описания книг и статей. Тем более, что они утверждены соответствующими государственными органами и называются стандартами. А государственные стандарты в любой области, как и законы, нарушать нельзя.
ПРИМЕРЫ ОПИСАНИЯ ДОКУМЕНТОВ
Библиографическое описание книги
Котов, А.И. История Беларуси и всемирная цивилизация / А.И.Котов. – Минск: Вышэйшая школа, 2011. – 168с.
Библиографическое описание статьи
Миницкий, Н.И. Нетрадиционное представление истории Беларуси ХХ века / Н.И.Миницкий //Гісторыя і грамадазнаўства. – 2011. - №3. – С.67-71.
Библиографическое описание ресурса удалённого доступа
Ковалёв, Г.К. Беловежская пуща должна стать мировым наследием/ Г.К.Ковалёв // Беловежская пуща – 21 век [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bp21.org.by. - Дата доступа: 02.05.2011.
НЕСКОЛЬКО ОЧЕНЬ ВАЖНЫХ ПРАВИЛ
В результате работы вы создадите новый источник информации – научную работу. В своём законченном виде она должна удовлетворять определённым правилам. Это:
✓ правильное грамотное оформление цитат и ссылок;
✓ правильное составление библиографического описания документа;
✓ грамотное составление списка использованной литературы.